Во-первых,
Введение и
Заключение — два ключевых шага, на которых акцентируют свое внимание читатели. От того, как написано введение зависит востребованность всей работы. Если удастся заинтересовать читателя авторской идеей, не запутать его в предположениях, тогда доклад можно уже назвать неплохим.
Во-вторых, порой бывает сложно сразу написать что-то дельное. Думается, что многих терзает проблема первый строчки или абзаца, а тут целая структурная часть, более того, жизненно важная. В этой связи главной рекомендацией можно считать порядок работы:
- выбор темы;
- чтение литературы;
- черновик Введения (для собственного понимания и ориентира; в ходе работы черновик может меняться, чтобы стать Чистовиком);
- Работа в Основной части (об этом см. ниже);
- Заключение и Введение.
Таким образом, конечный вариант Введения пишется практически синхронно с Заключением, что позволяет соотносить гипотезы с их подтверждением или опровержением, видеть соответствие доклада декларируемой цели и пр. В итоге, получается стройная, ясная вводная часть и такая же заключительная.
В-третьих, у Введения есть своя ненормированное, но полезное (как для автора, так и для читателя) внутреннее строение. Хотя в зависимости от того, к какой области знания относится доклад и какие требования выдвигает учебное заведения, строение Введения может отличаться, но тем не менее в нем отражаются какие-либо из ниже представленных пунктов:
- Актуальность: объяснение того, почему выбранная тема нуждается в изучении на современно этапе развития науки;
- Объект и предмет — философские категории, в определении значении которых ошибаются не только учащиеся, но и обучающие: объектом называют некую цельную часть окружающей действительности (например, цветы, оружие, мебель), предмет же это часто объекта (например, цены на розы в разгар праздников, строение автомата Калашникова, технология изготовления стула со спинкой);
- Цель: целью называют ту "вершину", которую исследование предполагает достичь, цель всегда выражается такой частью речи, как глагол, таким образом, автор говорит читателю, что он намеревается сделать. В какой-то мере это и ответ на вопрос, в чем смысл исследования, хотя ответ далеко не полный, кажется, что ответить на этот вопрос помогает все Введение, а не только одна цель;
- Задачи — ряд мер, с помощью которых автор подразумевает достижение цели;
- Научная новизна исследования: в этом пункте необходимо продемонстрировать исследованность выбранной темы, кажется правильным опираться здесь на Историографию;
- Историография: часто разбор историографии (то есть трудов ваших предшественников) может выходить за рамки Введения и помешаться в отдельную главу, так как объем анализируемой литературы слишком велик, чтобы отразить его в паре абзацев. Анализ истории изучения подразумевает пересказ всего того, что вам удалось прочесть по выбранной теме, для того чтобы не переизобрести колесо, чтобы не делать открытия, которые задолго до вас (или недавно) было осуществлено. В историографической части вашего Введения или же Основной части вы должны не просто перечислить фамилии и инициалы авторов и их работы, но и написать о том, что в них полезного для вашего исследования, для чего вы читали приводимую литературу;
- Практическая или научная значимость: здесь вы в большей мере, чем в Актуальности пишите о том, что ваша работа предлагает нового, для чего она нужна науке, почему именно ваше исследование полезно и т.п.
- Методология исследования: наверное, одно из самых условных положений ввиду сложности определения собственных методов, кроме очевидных, в особенности когда работа построена на одном из методов (например, Трасология орудий труда охотников эпохи мезолита). Методология — это (извините за тавтологию) группа методов (условно синоним слову способ), к которым автор прибегает в ходе собственного исследования.
- Описание строения исследования: здесь достаточно написать из чего состоит предлагаемая работа: например, "...три главы, введение и заключение, список литературы, альбом с иллюстрациями".