Top.Mail.Ru

Лонгрид о том, как и что писать

На связи Киберстудентик! Без вводных речей и предисловий — к сути.
1

Реферат

Реферат — это краткое изложение данного письменного источника. Цель заключается в том, что максимально лаконично, четко и конструктивно рассказать о реферируемом объекте письма. Предметом реферата прежде всего выступает издание произведения.
Реферат как и все исследовательские работы состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Однако здесь эти привычные положения облачены в иную форму. Поговорим о каждой "части" реферата подробнее.
Введение
в тексте реферата выделять заголовками ничего не нужно, приведенное членение на "введение", "основную часть" и "заключение" необходимо для лучшего понимания, что к чему относится и для чего именно там пишется.
Условное "введение" должно содержать (простите за тавтологию) введение в курс дела. Прежде всего нужно охарактеризовать издание: год, издательство, особенности (можно обратится к аннотации или к предисловию, где издатели часто пишут о разной специфике), сюда же можно отнести грубую фиксацию структуры реферируемого документа (что входит в издание, например, помимо основной книги, могут быть опубликованы статьи того же автора и т. п.).
!Не забывайте про ссылки, читателю важно знать обоснованность ваших выводов и тезисов!
Следующим шагом "введения" является краткая характеристика содержания. Очень важный пункт, так как очень сложный, потому что проще всего сбиться на пересказ, нежели вычленить ключевую мысль и перейти к собственным умозаключениям и критики.
Главное правило: ключевая мысль должна формулироваться парой-тройкой предложениями.
!Не забывайте про ссылки, достаточное (не избыточное) количество цитат показывает, что вы действительно знаете объект своего реферата!
В рамках условного "введения" также стоит изложение позиции автора. Как правило, это тот вывод, к которому автор реферируемого произведения приходит в Заключении. Здесь лучше всего оформить позицию автора цитатой с обязательной ссылкой на то место в тексте произведения, откуда была взята цитата.

Основная часть
в тексте реферата выделять заголовками ничего не нужно, приведенное членение на "введение", "основную часть" и "заключение" необходимо для лучшего понимания, что к чему относится и для чего именно там пишется.
Условная "основная часть" — это аналитическая составляющая вашего реферата. Здесь вы должны как можно четче и больше отразить вашу наблюдения и размышления с опорой на текст (все ссылками обязательны). Вы должны разобрать основной ход рассуждений автора: по сути, вы вновь обращаетесь к положениям, отмеченным в характеристике содержания, но здесь вы пишите о том, каким образом автор рассуждает в том или ином месте текста, каков путь, по которому движется мысль автора, от чего он отталкивает к чему приходит и почему. Последнее "почему" плавно перенесет нас к разбору логики рассуждения, что являет собой как бы вывод хода рассуждений, где вы характеризуете методику автора.
Если в ходе чтения реферируемого текста вашему глазу начнет мешать мировоззренческий элемент (стереотипы, предвзятость и т.п.), это обязательно стоит отметить в своем реферате.
Заключение
в тексте реферата выделять заголовками ничего не нужно, приведенное членение на "введение", "основную часть" и "заключение" необходимо для лучшего понимания, что к чему относится и для чего именно там пишется.
В условном "заключении" вы подводите итоги уже собственной работы. Прежде всего, вы должны указать выводы автора, но так, как вы их поняли, то есть ваше восприятие прочитанных умозаключений, сопроводив их собственной оценкой: насколько, по вашему мнению, автор прав в своих выводах, если нет, то почему (!обязательно с отсылкой на источник!), какие проблемы удалось осветить, какие нет, может быть, что, по вашему мнению, должно было раскрыть иначе и т. д.
Дайте волю вашим размышлениям, но не забывайтесь: все-таки вы еще учитесь, а разбираете вы, как правило, труд специалиста, посвятившего немало времени теме, на которую написана реферируемая работа. Конечно, никто не избавлен от ошибки, но помните, что критика должна включать, помимо поиска отрицательных черт, хвалу положительных, иначе вас справедливо можно обвинить в субъективности и предвзятости. Конструктивная критика — допрос с пристрастием, но объективный.
Подытожить собственный реферат можно очень красиво и логично с помощью оценки места книги в отечественной или мировой историографии в соответствии с тематикой. Просмотрите историографию темы, подумайте, насколько велика научная полезность реферируемой работы, зачем ее стоит читать или зачем не стоит. Но будьте осторожны в выборе выражений: все-таки научная этика должна преобладать над хамством.
Спасибо А. П. Черных за предоставленную в пользование памятку!
P. S.
Наличие титульного листа, формат ссылок, шрифт текста, междустрочный интервал, выравнивание текста, присутствие дополнительной информации (например, биографических сведений об авторе), как правило, устанавливается преподавателем, требующим реферат, в отношении перечисленных моментов и др. специфических черт для уточнений обращайтесь к "собратьям по несчастью" или непосредственно к преподавателю
Для успешного написания реферата нужно понимать, что писать, поэтому сразу определимся, что реферат — это краткий пересказ прочтенного с оценкой преимуществ и недостатков.
В реферате должны быть отражены следующие положения:
  • характеристика издания;
  • краткая характеристика содержания;
  • изложение позиции автора;
  • основной ход рассуждений автора монографии или статьи;
  • логика исследования;
  • мировоззренческий элемент;
  • основные выводы автора книги и их оценка автором реферата;
  • оценка дополнительных материалов (приложений, публикаций);
  • оценка места книги в отечественной или мировой историографии в соответствии с тематикой.
Суммируем с Cyberstudentik!
2

Рецензия

Рецензия — это письменный анализ научного текста (статьи, монографии, курсовой работы, доклада и т. п.). По сути, это реферат в укороченной форме. В отличии от отзыва, где автор дает общую характеристику и, может быть, практические рекомендации (к изданию, на соискание ученый степени и пр.), рецензент добавляет собственное мнение. Цель — оценить авторскую задумку и ее реализацию в тексте рецензируемого произведения.
Рецензия содержит все те же пункты, что затрагивает реферат, но в сокращенном виде. краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; общая оценка работы рецензентом;
недостатки, недочеты работы; выводы рецензента.
Сначала необходимо проанализировать, что вы рецензируете: укажите, на какую тему разбираемая работа написана; к какому жанру ее причисляют (если это важно); издание, которым вы пользовались (если есть несколько). Затем отметьте актуальность (почему разбираемая работа стоит ознакомления, чем она значительна для настоящего времени) рецензируемой работы. За актуальностью пусть следует краткое содержание: мы сокращаем содержание еще уже, чем в реферате. За характеристикой содержания идет личная позиция рецензента: общая оценка работы, недостатки и преимущества. Подытожить необходимо выводами рецензента по поводу разобранной работы. Стоит учесть, что приведенные выводы должны вытекать из положений указанных в рецензии: читатель должен понимать, как и почему вы пришли к такому выводу — это, кажется, самое главное.
Рецензия пишется, для того чтобы кратко и четко проанализировать данную работы и добавить, если возможно, рекомендации. Чтобы рецензия получилась правильно составленной, не забудьте отразить следующие положения:
  • характеристика предмета и объекта рецензии (цель, авторство, особенности и т.п.);
  • актуальность;
  • краткое изложение содержания;
  • общая оценка работы, недостатки и преимущества;
  • выводы рецензента.
Суммируем с Cyberstudentik!
3
Эссе
Эссе — это очерк, можно сказать, набросок, содержащий в свободной форме изложенные мысли. Цель эссе потренироваться, подготовить черновик перед началом "настоящего" исследования. Кажется стоит акцентировать внимание на том, что эссе — наиболее тренировочная из всех представленных в данном лонгриде письменных работ. Эссе необходимо, для того чтобы структурировать, обобщить имеющиеся данные, оформить их академическим письмом в "оконченное" произведение. Главным отличие эссе от отзыва, рецензии или реферата является, во-первых, свободная форма изложения, во-вторых, обязательный список источников, где вы опираетесь на несколько или множество исследований предшественников, в-третьих, цель эссе кардинально отлична от того же для других письменных работ. Существуют разновидности эссе, среди которых наиболее распространенными выступают аналитическое и критическое.
Аналитическое эссе
Аналитическое эссе подразумевает характеристику и/или разбор существующих концепций, подходов, методов исследования, аргументов специалистов по той или иной проблеме и т. п.
!Важно, что в аналитическом эссе автор не критикует проблематику, он работает внутри нее!
Критическое эссе
В критическом эссе автор формулирует и планомерно доказывает тезис, выросший на основании анализа проблематики.
!Сравните: в аналитическом эссе тоже есть тезис, но тезис формулируется вокруг концепций, подходов и т. п., то есть в критическом эссе тезис охватывает более широкий вопрос, в то время как в аналитическом тезис узконаправлен!
Понимание того, какого рода эссе вы пишите важно, во-первых, потому что выбор разновидности эссе может диктоваться заданием от преподавателя, во-вторых, с пониманием теории эссеистики вам становится проще писать, так как вам становится ясно, каких усилий от вас ждет написание эссе, что писать и почему.
Структура эссе (любого)
Эссе (как аналитическое, так и критическое) состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Введение:
  • контекст/введение в тему, в т. ч. актуальность на данный момент развития научного знания;
  • тезис (ваша позиция по академической проблеме) и цель (направленность эссе) (например: «Цель моего эссе — показать, что…», «В своем эссе я покажу, что…»);
  • задачи (пошаговое объяснение проделанной работы);
Основная часть: делаем то, что было заявлено во Введении; не называем основную часть «основная часть»; структурируем согласно задачам из введения.
Заключение: говорим, что было сделано; повторяем тезис.
Список литературы: перечисляем только те источники, на которые присутствует ссылка в тексте; ссылки и список оформляем корректно, согласно ГОСТ.
Советы
  1. Стремитесь к лапидарности и лаконичности: четко излагайте свою точку зрения, не сбивайтесь на излишнее цитирование;
  2. Не забывайте про тезис и цель и соответствуйте установкам Введения в Основной части, а в Заключении не упустите нить рассуждения, согласуйтесь с логикой;
  3. Критикуйте в соответствии с культурой академической полемики: не обесценивайте работы критикуемых авторов, не втаптывайте их в грязь лицом, отмечайте как слабые стороны, так и сильные стороны.
  4. Делайте ссылки, развивайте аппарат цитирования: чем больше опорных точек вашего эссе на труды предшественников, тем увереннее смотрятся и являются ваши собственные выводы.
В зависимости от того, какое эссе вы пишите (аналитическое, критическое и др.), вы определяетесь, что отразите в своей работе. Структура эссе традиционная: введение, основанная часть, заключение, список литературы — добавления присутствуют или отсутствуют в зависимости от специфики разновидности эссе.
Суммируем с Cyberstudentik!
4
Доклад
Доклад — репетиция "настоящего" исследования. Безусловно, существуют учебные исследовательские доклады, которые по праву можно назвать научными и видеть на страницах научных издательств. Мы говорим здесь об основном посыле, ради которого пишутся доклады — научиться вести самостоятельное исследование.
С чего начинает любой доклад?
С выбора темы. Подойдите к этому вопросу основательно, если вы планируете добросовестно уделить своему исследованию десятки часов, то вам будет интереснее и эффективнее работать с тем материалом, который вам больше нравится, с тем, к чему у вам душа лежит, так сказать.
Чем руководствоваться при выборе темы?
Во-первых, личными интересами и предпочтениями. Во-вторых, разработанностью темы, для того чтобы понимать, какое количество литературы вам придется, преодолев лень, прочитать. В-третьих, перспективами изучения: зачастую студентам предлагаются темы довольно-таки известные в научной среде, следовательно, проблем с поиском проблемы и ее решением (хотя тут спорно) быть не должно, но бывает так, что студент проявляет инициативу и сам придумывает тему исследования, в таком случае надо быть очень аккуратным и продумать ход своих действий, иначе вам будет тяжело, и мучительно долго будет писаться доклад
С чего начать доклад?
Очевидно, с поиска литературы и ее чтения (!Важно делать пометки, в т. ч. для последующего цитирования!). После этого обдумайте проблему: стремитесь к тому, чтобы она не была широкой, нужно постараться сделать ее узкой настолько, насколько это возможно.
Для чего?
Во-первых, для упрощения собственного труда: меньше фактов придется учитывать, следовательно, больше удастся анализироваться. Во-вторых, слишком широкая тема вряд ли несет за собой научную полезность, а вы все-таки пишите свое исследование, где полезность должна быть очевидна, иначе смысла в вашем докладе будет немного.
Набросайте примерный вариант Введения, где отразите первоначальную актуальность, цель, задачи и проблему, таким образом, вы поймете, что писать. Затем приступайте к работе.
Структурно доклад состоит из Титульного листа, Оглавления, Введения, Основной части (которая в зависимости от объема и замысла автора подвергается членению на главы, параграфы и т. п.), Заключения и Списка литературы. Поговорим о каждом подробнее.
Титульный лист
Наиболее простой в исполнении и наименее трудозатратный элемент доклада. Как правило, создается по шаблону, предоставляемому учебным заведением.
Оглавление
Составляется в конце работы, кажется понятно, почему...Количество страниц, глав/частей/параграфов, их название связано лишь с авторской задумкой и реализацией писательского таланта.
Введение
Неоднозначная и очень важная позиция любого доклада. Сейчас объясним почему.
Во-первых, Введение и Заключение — два ключевых шага, на которых акцентируют свое внимание читатели. От того, как написано введение зависит востребованность всей работы. Если удастся заинтересовать читателя авторской идеей, не запутать его в предположениях, тогда доклад можно уже назвать неплохим.

Во-вторых, порой бывает сложно сразу написать что-то дельное. Думается, что многих терзает проблема первый строчки или абзаца, а тут целая структурная часть, более того, жизненно важная. В этой связи главной рекомендацией можно считать порядок работы:
  • выбор темы;
  • чтение литературы;
  • черновик Введения (для собственного понимания и ориентира; в ходе работы черновик может меняться, чтобы стать Чистовиком);
  • Работа в Основной части (об этом см. ниже);
  • Заключение и Введение.
Таким образом, конечный вариант Введения пишется практически синхронно с Заключением, что позволяет соотносить гипотезы с их подтверждением или опровержением, видеть соответствие доклада декларируемой цели и пр. В итоге, получается стройная, ясная вводная часть и такая же заключительная.

В-третьих, у Введения есть своя ненормированное, но полезное (как для автора, так и для читателя) внутреннее строение. Хотя в зависимости от того, к какой области знания относится доклад и какие требования выдвигает учебное заведения, строение Введения может отличаться, но тем не менее в нем отражаются какие-либо из ниже представленных пунктов:
  • Актуальность: объяснение того, почему выбранная тема нуждается в изучении на современно этапе развития науки;
  • Объект и предмет — философские категории, в определении значении которых ошибаются не только учащиеся, но и обучающие: объектом называют некую цельную часть окружающей действительности (например, цветы, оружие, мебель), предмет же это часто объекта (например, цены на розы в разгар праздников, строение автомата Калашникова, технология изготовления стула со спинкой);
  • Цель: целью называют ту "вершину", которую исследование предполагает достичь, цель всегда выражается такой частью речи, как глагол, таким образом, автор говорит читателю, что он намеревается сделать. В какой-то мере это и ответ на вопрос, в чем смысл исследования, хотя ответ далеко не полный, кажется, что ответить на этот вопрос помогает все Введение, а не только одна цель;
  • Задачи — ряд мер, с помощью которых автор подразумевает достижение цели;
  • Научная новизна исследования: в этом пункте необходимо продемонстрировать исследованность выбранной темы, кажется правильным опираться здесь на Историографию;
  • Историография: часто разбор историографии (то есть трудов ваших предшественников) может выходить за рамки Введения и помешаться в отдельную главу, так как объем анализируемой литературы слишком велик, чтобы отразить его в паре абзацев. Анализ истории изучения подразумевает пересказ всего того, что вам удалось прочесть по выбранной теме, для того чтобы не переизобрести колесо, чтобы не делать открытия, которые задолго до вас (или недавно) было осуществлено. В историографической части вашего Введения или же Основной части вы должны не просто перечислить фамилии и инициалы авторов и их работы, но и написать о том, что в них полезного для вашего исследования, для чего вы читали приводимую литературу;
  • Практическая или научная значимость: здесь вы в большей мере, чем в Актуальности пишите о том, что ваша работа предлагает нового, для чего она нужна науке, почему именно ваше исследование полезно и т.п.
  • Методология исследования: наверное, одно из самых условных положений ввиду сложности определения собственных методов, кроме очевидных, в особенности когда работа построена на одном из методов (например, Трасология орудий труда охотников эпохи мезолита). Методология — это (извините за тавтологию) группа методов (условно синоним слову способ), к которым автор прибегает в ходе собственного исследования.
  • Описание строения исследования: здесь достаточно написать из чего состоит предлагаемая работа: например, "...три главы, введение и заключение, список литературы, альбом с иллюстрациями".
Основная часть
очень Вариативная часть доклада.
Очевидно, что в зависимости от того, на какую тему или в какой области пишется предлагаемая работа, выбирается языковой стиль, наличие или отсутствие иллюстраций. В каких-то работах нужны опросы, например, социологические исследования, в каких-то иллюстрации, если разбираются вопросы, которые можно визуализировать, например, в археологическом исследовании или биологическом. В общем и целом, дополнительные элементы (так их назовем) нужны, но не исчерпывающе. Текст должен быть самодостаточным, а различные диаграммы, таблицы, карты и т.д. — разъясняющими, упрощающими потребление информации. То есть ваши логические умозаключение в докладе играют главную роль, а то, как вы их преподнесете, как украсите, отдается на откуп таланту и навыку.
Помните! Цель написания доклада должна выходить за рамки пресловутого "получить зачет", стремитесь к большему — к совершенствованию своего академического письма, хода мыслей и того, как эти мысли донести до читателя.
Основная часть — это подробное раскрытие того, что вы в сжатом виде представляется во Введение и Заключении. Не скупитесь на тщательное перенесение своих мыслей в текст — это критически важно! Кроме вас, никому не дано понять ваши мысли до того, как они перейдут в вербальное воплощение, поэтому стремитесь к четкости и понятности — к подробности: порой кажущиеся излишними сведения могут быть недостающим пазлом в картине понимания.
Чтобы продемонстрировать умение отделять зерна от плевел, то есть разграничивать требуемую информацию, прибегайте к членению своего текста на главы, параграфы, подпараграфы и пр. Это позволяет легче ориентироваться в тексте, следовательно, понимать его. Более того, делайте микровыводы — это основа вашего исследования!
Всегда следите за тем, чтобы ваш ход рассуждения соответствовал теме и заявленной цели, в противном случае, работа не удастся выполнить на славу.
Заключение
Не менее трудоемкая часть доклада, чем Введение, а порой бывает и более.
Как говорилось выше, Введение и Заключение пишутся в конце работы над докладом и чаще всего читаются при проверке. В Заключении автор по ясным причинам призван подвести итог проделанной работе: подтвердить гипотезу, выдвинуть новую, предложить новый поход в изучении.
Если грубо объяснять, то Заключение можно представить в виде пересказа микровыводов из Основной части с необходимыми дополнениями или сокращениями. Кроме этого, в Заключении должен присутствовать вывод, связанный с целью доклада: постарайтесь увязать то, что вы выдвинули во Введении и изучали в Основной части, и подытожьте в Заключении.
Можете описать перспективы дальнейшего изучения, так как с определенной вероятностью ваше исследования не поставит точку, однако может задать новые вопросы, ответы на которые можно искать в будущем.
Не оценивайте сами свою работы, для этого есть читатель!
Список литературы
Кажется наиболее практичным составить список литературы в начале работы над докладом и дополнять его по мере выполнения доклада.
При заполнении Списка литературы соблюдайте правила библиографического описания [статья в разработке]. Оформляйте Список в алфавитном порядке с нумерацией или без. Не забудьте отделить источники от историографии.
Доклад — это ступень учебного исследование, наверное, наиболее близко подошедшая к научному, следовательно, требования здесь соответствующие.

Серьезно подходите к выбору темы, так как от этого зависит получите ли вы удовольствие от работы над ней, это влияет на эффективности и эффектность вложенных вами сил. Не торопитесь! Если есть возможно поменять тему в случае, когда вы разочаровались в своем выборе, лучше поменяйте, даже если срок сдачи близится безвозвратно: скорее всего, то, что вам нравится вы закончите быстрее, чем то, что не нравится.

Выделите проблемы, которую вы сможете попытаться решить. Для этого задайте вопрос к теме, попробуйте дать ответ, поищите ответ, если его нет, то вы попали в яблочко.

Набросайте примерный вариант Введения, где отразите первоначальную актуальность, цель, задачи и проблему, таким образом, вы поймете, что писать. Затем приступайте к работе.

Доклад состоит из Титульного листа, Оглавления, Введения, Основной части, Заключения и Списка литературы.

Пишите подробно и как можно четко и ясно. От того в какую форму вы обернете свои мысли зависит успешность исследования. Всегда перепроверяйте собственные выводы, сравнивайте их с предыдущими, обращайте внимание на цель, не отходите "в сторону" от найденной проблемы.
Суммируем с Cyberstudentik!
Made on
Tilda